Подготовка юриста высокой квалификации – непростая и кропотливая работа, требующая не только практического опыта и педагогического мастерства от преподавателей, а прежде всего особых качеств студентов юристов – желания получения новых знаний и навыков, настойчивости и профессионального любопытства, умения мыслить логически и выдвигать наиболее вероятные версии случившегося. Большинство учебных занятий проходит в аудиторных условиях (которые, к сожалению, временно корректирует пандемия). Ситуационных игры, имитирующие судебные заседания, также проходят в стенах университета, в специально оборудованном учебном зале суда. Исключение составляют занятия по криминалистике - прикладной дисциплине, которую студенты изучают на старших курсах. Помимо лекционных и практических занятий студенты занимаются в криминалистической лаборатории, осваивая методы поиска, выявления и изъятия следов рук, обуви, орудий взлома, автомототранспортных средств. В компьютерном классе на виртуальных симуляторах следственных действий таких как осмотр и обыск, будущие следователи постигают азы тактического мастерства.
Апофеозом лабораторных занятий стали ежегодные весенние полевые учения по осмотру места происшествия в окрестностях главного здания вуза по улице Университетской. Они проходят вне зависимости от осадков и ветра, в условиях недостаточного освещения и иногда даже нуждаются в охране от любопытствующих прохожих. Фабула уголовного дела - тяжкое преступление разбойное нападение, сопряженное с убийством, требует серьезной подготовки для таких учений от «обустройства» места происшествия манекеном-трупом, муляжами орудия преступлений, следами и уликами), до обеспечения следственно-оперативной группы современным криминалистическим оборудованием унифицированными чемоданами для осмотра, поисковыми приборами, средствами фото и видефиксации.
Эти необычные для гуманитариев занятия позволяют выработать навыки следственно-экспертной работы и всегда запоминаются студентами. Но работа на местности это половина дела, важно правильно оформить результаты этой работы в своих следственных документах и представить полученные доказательства в учебном уголовном деле.
Работа на месте происшествия позволяет преподавателю выявить склонности будущих юристов к отдельным видам деятельности, дать советы по выбору будущей юридической специальности. В ходе коллективной работы сразу выявляются «организаторы», способные руководить работой всей группы. «Технарям», стремящиеся поработать с поисковыми приборами и вникнуть в детали, удается отыскать с ее помощью малозаметные следы и вещественные доказательства. А «детективы», полагаясь на собственные глаза и уши - наблюдательность и способность общения с очевидцами могут выяснить недостающие звенья, расследуемого события.
Практикумы в виде следственных документов и фототаблиц остаются у студентов и порою позволяют вспомнить требования криминалистики уже в ходе их практической деятельности.
Нет комментариев
Добавить комментарий